«Яндекс.Лавка» увеличит площади дарксторов в Москве в 2,5–3 раза

Это позволит компании расширить ассортимент товаров для экспресс-доставки
Оборот «Яндекс.Лавки», по оценке Infoline, во II квартале этого года составил 9,4 млрд руб. с НДС/ Евгений Разумный / Ведомости

«Яндекс.Лавка» запускает в московских районах с большой плотностью населения крупные дарксторы (локальные склады) площадью до 500 кв. м, сообщил ее представитель. Сейчас площадь таких объектов у нее в 2,5–3 раза меньше (в среднем 150–200 кв. м), всего в портфеле компании насчитывается 450 таких точек. Крупные локальные склады, по словам собеседника «Ведомостей», планируется сочетать с небольшими объектами там, где плотность населения ниже. Число планируемых крупных дарксторов он назвать отказался, сообщив лишь, что первые из них заработают в конце сентября.

Большие дарксторы нужны «Яндекс.Лавке» для увеличения ассортимента товаров из категории «супермаркет» для экспресс-доставки до 6000 наименований. Это в 2 раза больше, чем сейчас. По словам представителя компании, расширится выбор товаров в уже существующих сегментах, также появятся новые, например «товары для дома и кухни», «горячая выпечка» и проч. Скорость доставки при этом останется прежней – в среднем 14–15 минут.

Сервис «Яндекс.Лавка» был запущен в 2019 г. в Москве и на данный момент работает еще в Санкт-Петербурге и других крупных городах. Оборот проекта, по оценке Infoline, во II квартале этого года составил 9,4 млрд руб. с НДС. Сам «Яндекс» сообщал, что товарооборот онлайн-торговли всей компании (включая «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Еду» и «Яндекс.Лавку») в первом полугодии 2022 г. вырос на 107% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 123,1 млрд руб.

Экспресс-доставка в течение 15 минут есть и у других игроков этого рынка, например «Самоката». Но эта компания для такой услуги предлагает лишь 2500 наименований товаров. Тестировал быструю доставку (с декабря 2021 г. по июнь 2022 г.) и Ozon Fresh, но в итоге проект был свернут. Компания объяснила это тем, что для клиентов широкий ассортимент важнее моментальной доставки.

Игроков, которые доставляет различные товары первой необходимости в течение 1,5–2 часов, много в отличие от компаний, которые сочетают экспресс-доставку с широким ассортиментом, отмечает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. И в этом эксперт видит конкурентные преимущества для «Яндекс.Лавки».

С другой стороны, успех пилотного проекта будет зависеть от цен, которые в последнее время сильно выросли как у этого сервиса, так и у других игроков, например «Самоката», отмечает основатель Telegram-канала «Фудтех» Семен Ефимов. Он говорит, что опросы как за рубежом, так и в России показали, что доставка за 15 минут не столь востребована – для потребителя гораздо важнее число товаров и цены. У «Лавки» будет больше товаров в разных ценовых категориях, а также вырастет доля промоакций при доставке из больших дарксторов, говорит представитель сервиса. Тем не менее есть сомнения по поводу такой услуги и у Бурмистрова. Он задается вопросом, насколько для покупателей является востребованной именно супербыстрая доставка расширенного ассортимента или их устроит получить все за 60–70 минут, ведь в этой нише предложений очень много. Эксперт также отмечает, что обеспечить быструю сборку и доставку из крупного даркстора за заявленный срок в 10–15 минут будет крайне сложно.

90%

продаж на рынке доставки продуктов сейчас приходится на семь групп компаний («Сбермаркет», «Вкусвилл», X5 Group и проч.), говорит старший аналитик Data Insight Ольга Пашкова. По ее словам, каждая из этих групп, по сути, является экосистемой, которая старается занять долю в каждой нише рынка доставки, чтобы закрыть все потребности покупателей. Тот, у кого это получится, выиграет, резюмирует Пашкова

Другие опрошенные «Ведомостями» игроки рынка пока не планируют развивать 15-минутную экспресс-доставку широкого ассортимента товаров. Представитель «Вкусвилла» говорит, что у ритейлера сейчас более 10 000 наименований, а помимо бесплатной двухчасовой доставки он развивает платную получасовую. И за первое полугодие 2022 г. этот способ доставки показал рост на 110%. «Самокат» помимо основного формата «Быстро» за 15 минут развивает в 19 городах сервис «Супермаркет» с ассортиментом свыше 5000 товаров и доставкой за 1,5 часа, сообщил директор по маркетингу онлайн-ритейлера «Самокат» Игорь Рожков. В Ozon Fresh представлено 17 000 наименований, из них порядка 10 000 – это продукты питания. Доставка осуществляется в течение часа, в том числе в ночное время, сообщил представитель компании.

Бурмистров отметил дефицит площадок под крупные дарксторы в Москве. Но если в «Яндекс.Лавке» готовы использовать подвалы и цокольные этажи, то сложностей с поиском и открытием таких объектов быть не должно, говорит директор по работе со складскими и производственными помещениями IBC Real Estate Игорь Кротенков. По его оценке, запуск одного даркстора обходится в сумму около 10 млн руб. Ставки аренды за такие помещения в зависимости от района варьируются от 250 000 до 800 000 руб. в месяц и подобный опыт уже есть у «Вкусвилла», напоминает директор направления стрит-ритейла компании Knight Frank Russia Ирина Козина. Другое дело, что арендатору, открывающему такой объект, часто приходится идти на компромиссные решения в плане качества здания и, например, удобства подъезда к нему для курьеров, указывает старший директор отдела складских и индустриальных помещений CORE.XP Антон Алябьев.